Суббота, 18.05.2024, 10:33
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности методики преподавания русского языка и математики

Когда здание строится из кирпичей - недопустимо, чтобы некоторые кирпичи в стенах здания, грубо говоря, отсутствовали. Это был бы абсурд. Или, в будущем, большая опасность жильцам этого дома. Возможно, это не самый лучший мой пример того, о чем я буду говорить дальше.

Если человек читает рассказ про то, как какой-то мальчик ходил на рыбалку, то в книге и так понятно написано, кого он поймал, и что с ним приключилось потом. Здесь нет необходимости придираться к каждому слову. Но, если вы внимательно посмотрите в учебник русского языка, то, поймете, что из любого правила нельзя выкинуть ни одного слова, даже предлог. Если это сделать, то смысл правила исказится. В таком случае ученик не сможет достаточно хорошо усвоить то, что он читает в учебнике.

Пропущенные непонятые слова оказывают на человека такое же воздействие, как иностранные. С одной лишь разницей, что такие слова написаны знакомыми русскими буквами. Но, кроме того, что необходимо находить в словах знакомые буквы, необходимо также понимать и смысл этих слов.

Если человек пропустил в изучаемом тексте непонятое слово, то как можно расчитывать на то, что потом у него появится четкое представление прочитанного. И наоборот. Если человек читает о чем-то хорошо знакомом, и вдруг он натыкается в этом тексте на недостаточно понятное слово, то реакция его может быть самая разная. От внезапной усталости и ощущения пустоты в уме до желания немедленно заняться каким-то другими «более» важным делом, лишь бы быть подальше от учебника. Это то, что испытывает мама, когда пытается помочь своему ребенку разобраться с задачей в учебнике за 3-ий класс. А задача написана так, что только старшекласник разберется... Ощущение раздавленности.

Теперь к делу.

На все эти, ниже перечисленные, значения терминов необходимо добиться от ученика приводить простые примеры до легкого и уверенного их применения. Для начальных классов все до одного, для старшекласников выборочно.

В начале каждого занятия необходимо эти определения переспросить и в случае неуверенного ответа повторить опять с помощью приведения примеров до уверенности. Только такой подход вырвет вашего ученика из апатии по отношению к его обучению, и поднимет до тона антагонизма, и тогда вам придётся жарковато и ваши занятия будут проходить в более оживленной атмосфере. Будьте к этому готовы.


После того как ученик приведет пример или нарисует его, проследите, применяет ли он в том, как говорит (объясняет), слово, которое вы проясняете. Чаще это не происходит, и поэтому, его, после того как он закончит рассказывать, необходимо попросить дать еще раз объяснение (можно краткое), так, как будто он отвечает у доски перед классом с обязательным правильным применением в своем объяснении этого проясняемого термина.

Далее перечислены определения.

 

Язык - это все звуки, все буквы и все слова.


Грамматика - это все правила, как писать слова и предложения.

Речь - это отдельный случай применения языка строго по правилам грамматики.

Звук языка - это то, что мы говорим и слышим.

Буква - это знак звука.

Признак - это то, чем один предмет отличается от другого или похож.

Явление - это изменение, которое заметно

Слово - это название предмета (кто ? что?), название явления (что?), название признака предмета (какой?), название действия предмета (что делать?), название числа (сколько?) и т.д. И здесь необходимо учесть, если ученик испытывает трудности с постановкой вопроса к слову в предложении - значит он плохо понимает, что это слово обозначает.

Значение или смысл - это самое главное в чем-нибудь, для чего это было сделано или создано.

Корень - это главная часть слова. В корне смысл слова.

Подлежащее - это главное о чем говорится в предложении. Называется подлежащим, потому что на нем строиться всё предложение и оно, как бы, лежит ПОД всеми остальными словами.

Сказуемое - это то что говорится (сказывается) о подлежащем.

В русском языке существует 2 вида вязи.
Связь по смыслу устанавливается с помощью вопросов.
Грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний.

Отсюда:
Окончание - это часть слова, которая служит для грамматической связи слов в предложении.

Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
(Здесь нужно потребовать от ученика, чтобы он сам придумал и написал короткое предложение и подчеркнул ручкой то, что относится к грамматике, а карандашом то что относится к языку. И еще несколько предложений, если ученик делает это неуверенно. И также разобрать.)

Автор этой статьи: Логопед Кульков Игорь Анатольевич.

Категория: Мои статьи | Добавил: kulkov (04.12.2011)
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика